Бизнес с семьей. Реально?

Семья и бизнес: неожиданные «подводные камни» в бизнесе с родственниками

Бизнес невозможно строить без доверия между партнерами. Когда речь идёт о деньгах, нужно быть уверенным в тех, кто рядом, а иначе весь предпринимательский процесс превратится в поиск виноватых. Многие начинающие бизнесмены выбирают членов семьи в качестве компаньонов. Конечно же, мама и папа – люди, которым будешь НЕ доверять в последнюю очередь. Но, как выяснили hbr.org иногда горячие пирожки и уютные тапочки оказываются слишком коварны…

Семья – отдельный безопасный мир, в котором уютно и хорошо. Соответственно, когда речь идёт о предпринимательстве, в качестве главной проблемы семейного бизнеса выступает сложность концентрации на деле. Это происходит потому, что, находясь в кругу любимых и близких нам людей, мы склонны думать о них, а уже потом обо всем остальном. Коварность ситуации заключается в том, что мы даже этого не замечаем.

Около семи лет назад в колледже Бабсона прошел увлекательный эксперимент, в рамках которого студенты должны были продумать и организовать бизнес вместе с семьей.

Неудивительно, что защищая свои проекты, студенты вместо размышлений о предпринимательстве представляли обзор на взаимоотношения внутри собственных семей: «Благодаря этому проекту я стал понимать, почему моя мама такая упрямая». «Самой сложной частью моего проекта было выяснить, как планировать время с моим отцом». «Я понятия не имел, почему моя семья была настолько склонна к риску, но теперь понимаю». «Мои родители теперь смотрят на меня по-другому, они говорят со мной, как будто я взрослый». «У меня не было желания когда-либо работать на семейный бизнес, но сейчас…».

Еще одной большой проблемой бизнеса с семьёй является отсутствие опыта взаимодействия в критических ситуациях. С чужими людьми начинающим предпринимателям было бы гораздо проще коммуницировать – ведь в этих рамках мы относимся менее строго к самому себе.

В семье же любые конфликты, болезнь, развод, финансовые трудности, брак, занятия в школе или мировые катаклизмы предпринимают совершенно иные масштабы, привыкать к которым придется месяцами, а то и годами.

Исходя из этих тезисов, в рамках эксперимента было принято решение о моделировании ситуаций, в которых члены семьи сталкиваются «лицом к лицу» и с различными трудностями. Это полезный опыт для каждого участника коммуникации.

Ситуация № 1: Необходимость прийти к согласию

Взаимодействие: Члены семьи выполняют упражнение, в котором они выбирают ценности, отражающие их убеждения, а затем ранжируют их. После семья собирается вместе, чтобы сравнить, сопоставить и обсудить сходства и различия.

Реакция: «Слушать об основных ценностях моих сына и жены было интересно. Некоторые из них были очевидны, в то время как другие дали пищу для размышлений. Несмотря на то, что сходства, безусловно, присутствовали, обнаружились достаточно фундаментальные отличия, о которых я даже не задумывался».


Ситуация № 2: Болезнь или смерть члена семьи

Взаимодействие: Одному из родителей поручено задать остальным членам семьи вопрос: что произойдет, если я вдруг завтра умру? Семья должна ответить на вопрос как объединённая группа, с учётом эмоциональных и практических последствий.

Реакция: «Когда мы с сыном говорили о смерти и о том, есть ли у меня есть план… это действительно заставило меня задуматься о том, что у меня его нет, и как это повлияет на мою семью, их финансовое положение. Я немедленно начал работать над планом. Более того, теперь я еще тщательнее обдумываю любые другие решение – с оглядкой на будущее».

Ситуация № 3: Противоречия поколений

Взаимодействие: Каждого члена семьи просят перечислить основные возможности роста для бизнеса и ограничения, с которыми они могут столкнуться. Затем все по очереди делятся своими идеями и должны совместно выбрать одну, лучшую.

Реакция: «Интересно, что многие из вопросов, которые поднял отец, носят реляционный характер, в то время как, на мой взгляд, в качестве проблем можно обозначить в основном ограничения в технологиях или прибыльности. Я знаю, что деловые взаимоотношения всегда отстраивали моего отца и компанию от конкурентов, но я никогда не думал, что он может указать на неспособность наладить отношения как на препятствие для расширения».

Ситуация № 4: Конфликты

Взаимодействие: Каждый из членов семьи даёт остальным обратную связь о том, что, по его мнению, они могут улучшить в себе, чтобы стать еще более эффективными.

Реакция: «Выслушав, что я сказал, мой отец задумался. Думаю, мы достигли взаимного соглашения о том, что должно быть сделано. Мы оба чувствовали, что этот опыт поможет нам двигаться в лучшем направлении в будущем».

Хоть грядущее и туманно, можно точно сказать, что едва ли стоит ждать милостей от судьбы. Те, кто занимаются семейным бизнесом, могут начинать работать уже сейчас, чтобы подготовиться ко многим потенциальным вызовам и предстоящим изменениям.

Когда семейные предприятия сталкиваются с новыми ситуациями, необходимо создавать общее смысловое поле, в котором члены семьи смогут договорить вне зависимости от того, развиваются дела хорошо или плохо. Этот процесс может занять время и быть затруднен из-за стресса и неопределенности.

Проактивные же семьи смогут смягчить воздействие будущих катаклизмов, применяя реляционный подход в вопросах подготовки. Участия во взаимодействиях, подобных тем, что описаны выше, семьи смогут создавать общее смысловое поле еще до наступления реальной проблемы. Это сведет к минимуму время, необходимое для адаптации, и уменьшит давление и стресс на семью, чтобы они могли сосредоточиться только на успехе.