(Не)очевидные ошибки и возможности предпринимателей в кризис

Говоря о текущей обстановке, не приходит на ум никакого другого слова кроме как «форс-мажор». Можно совершенно точно сказать, что происходящего никто не планировал. Как обычные люди, так и предприниматели столкнулись с совершенно новыми реалиями, у которых нет никакой инструкции по применению. Тем не менее, поддаваться панике не стоит – любой кризис это не только лишения, но и возможности.

Быть в числе первых вошедших в аудиторию на экзамен всегда тяжело – хочется иметь перед глазами хотя бы какие-то примеры из опыта тех, кто уже сталкивался с новым и неизведанным.

Сейчас же весь мир находится в авангарде борьбы с трудностями, в абсолютно уникальной экономической реальности, связанной с эпидемиологической обстановкой. Никто ранее не сталкивался с подобным. Именно поэтому в данном случае никакого готового «рецепта» нет – всем приходится изобретать решения, призванные не позволить утопить хотя бы то, что уже есть.

Мы, как и многие, не знаем точного алгоритма действий. Но основными наметками, которые помогут удержать бизнес «на плаву», с удовольствием поделимся. Итак:

  1. Ни в коем случае нельзя игнорировать ситуацию

Делать хорошую мину при плохой игре – стратегия, допустимая, разве что, в контексте азартных игр. Если мы говорим о реальной жизни, не замечать неизбежного – верный шаг на пути к полному краху.

Четкое понимание ситуации и гибкость по отношению к новым реалиям – вот то, что может реанимировать и восстановить парализованный карантином бизнес. Стоит помнить, что в новых условиях необходимы новые решения и тактики. Упрямое использование старых приведет к отпугиванию даже самых верных постоянных клиентов.

  • Стоит полюбить удалёнку

Наверное, сейчас те, у кого есть дети, тихонечко (или даже не тихонечко) заскулили. Конечно, многие хотят вернуться в офис, в привычную деловую обстановку; общаться с коллегами очно; настраиваться на рабочий лад спокойно, без детских криков и ора телевизора.

Увы, такой подход можно отметить скорее знаком «минус», нежели «плюс». Во-первых, не стоит недооценивать ситуацию – вторая волна может равновероятно как произойти, так и не произойти. Во-вторых, в условиях растущих убытков при сокращении объема выручек сократить расходы, которые нужны на содержание офиса, будет явно нелишним.

  • Необходимо четко ставить цели, чтобы у сотрудников не возникало ощущения хаоса

Один из основных подводных камней, связанных с «работой в пижаме», относится с дезорганизованности и непониманию общей картины – разобщенные по своим квартирам сотрудники затрудняются с пониманием своего места в общем процессе, из-за чего работа может стопорится.

Во избежание подобной ситуации руководителям необходимо уделить особое внимание распределению обязанностей в рамках новой реальности и четко обозначить место каждого сотрудника в ней. В таком случае едва ли возникнет ощущение потерянности и неприкаянности.

  • Оптимизм – важная составляющая успеха

Специалисты утверждают, что наряду с возвращением к обычному ритму жизни повсеместно возрастет количество обращений к психологам и психотерапевтам – люди настроены далеко не самым оптимистичным образом, боятся кризиса и безденежья, не знают, как вести себя в новых условиях и т.д.

Так вот, именно поэтому предпринимателям (особенно, когда в подчинении есть сотрудники) ни в коем случае нельзя впадать в уныние. Пораженческие настроения заразительны – они быстро распространятся по всей команде, убьют энтузиазм, и тогда можно будет еще до начала битвы признавать поражение.

  •  Старый друг – не лучше новых двух

Удалённая работа, кризис, неопределенность… Это именно те исходные данные, которые влекут за собой неизбежные кадровые перестановки. Безусловно, тяжело расставаться со старыми сотрудниками и искать новых. Тем не менее, такой шаг может быть необходим, если от него выиграет команда.

Может случиться так, что какая-то позиция, ранее необходимая, к примеру, в офисных условиях, потеряла свою актуальность на удалёнке. В таком случае нужно непременно пересмотреть обстановку с кадрами, и, к сожалению, распрощаться (честно, со всеми «отступными» и пр.) с некоторыми сотрудниками. Или же предложить им другие, актуальные варианты должностей, если не готовы к таким радикальным жестким решениям.

  • Уступить место амбиций рационализму

Как уже говорилось выше, никто, даже самый опытный бизнесмен, не смог бы предсказать того, что сейчас происходит с нами. В рамках стратегического планирования многие кампании видели себя лидерами рынка и генерировали масштабные цели по захвату ниши.

Сейчас вектор интереса несколько видоизменен – главной задачей будет не потерять то место, которое уже есть. К большим амбициям можно будет вернуться тогда, когда ситуация хоть сколько-нибудь стабилизируется.

  • Думать, как клиент

Фраза страшно избита, вне всяких сомнений. Тем не менее, во время карантина многие об этом забыли. Далеко не все пошли навстречу покупателям с целью их сохранить – каждая вторая доставка была организована абсолютно неудобно; клиенты сталкивались с большими трудностями, чтобы совершить и/или получить заказ.

В условиях пандемии были как никогда удобные условия для того, чтобы «стать» клиентом, так как практически все оказались в приблизительно одинаковых условиях. Еще не поздно «подстроиться» и сделать так, чтобы потребитель не просто имел потенциальную возможность совершить покупку, но имел реальную возможность сделать это с максимально возможным комфортом.