Как правильно впитывать новое или почему «ничего не хочу» — это нормально

Культ продуктивности и саморазвития – неизбежная реальность сегодняшнего дня. Это не плохо, напротив – получаемая информация помогает нам быть лучше и успевать больше. Какой здесь может быть подвох? Очень простой – невозможно находится в активной фазе постоянно. Человек имеет свойство уставать, и его желание в такой ситуации лечь на диван с пачкой чипсов и включить сериал – более чем оправдано. Особенно сильно выматываются начинающие бизнесмены – на первых порах стремление объять необъятное сильнее здравого смысла. Как не перегореть раньше времени? Иногда позволять себе диван и чипсы. И … кое-что еще.

Существует расхожее заблуждение о том, что есть какие-то универсальные методы для снятия усталости и увеличения продуктивности. Ничего. Подобного.

Имеет смысл говорить скорее о задании правильного направления, чем о панацее и готовых упакованных решениях. От многих типичных советов вообще хочется завыть: вставайте в шесть утра, делайте «через не могу», стиснув зубы, скрепя сердце… И запивая свои тщетные попытки валерьянкой.

Пожалуй, единственный действительно универсальный совет – делайте как удобно Вам.

В период становления бизнеса и начала работы предприниматели сталкиваются со стрессом и неопределенностью. Ежедневно (да какое там – ежечасно) появляется новая информация, заставляющая принимать срочные решения и стремительно менять ситуацию. Ни отдыха, ни сна, ни личной жизни – только погружение с головой в неизведанное. И вот он – нервный срыв, а после – длительная реабилитация.

Как не сойти с ума?

1) Перестать думать о себе как о супермене

Включить чайник перед тем, как начать готовить себе завтрак – это грамотное применение тайм-менеджмента. Но попытка уделить каждую свободную минуту работе и поглощению новой информации – плохая идея. В конце концов наступит момент, когда знания не будут восприниматься, и придется заново перечитывать страницу за страницей, пересматривать лекцию за лекцией, запоминать конспект за конспектом.

Энергия – это ресурс, имеющий свойство заканчиваться и … возобновляться (это хорошая новость). После трудного дня, наполненного событиями и работой, прийти домой и почитать книгу для себя/посмотреть сериал/послушать музыку/полежать пластом, пока по тебе ходит кот – это нормально. Не нужно пытаться вместить в свой мозг больше новой информации, чем он готов воспринять. Шерлок Холмс, не знавший о солнечной системе, но отличавший пепел табака одной фирмы от другой – достаточно хорошая метафора. Не без крайности, конечно. Но сам принцип стоит взять на вооружение – позвольте знаниям «улечься».


2) Потратить чуть больше времени на подготовку

Евангелие от Матфея среди всех прочих мудростей подарило нам вот эту: «Отделите зёрна от плевел». И если в вопросах религии каждый волен исповедовать все, что ему заблагорассудится, то самой мудростью (без привязки к вероисповеданию) пренебрегать не стоит.

Перед тем как читать новую профильную книгу/слушать лекцию/смотреть обучающий фильм, проведите какое-то время за чтением отзывов и общением с людьми, которые уже читали/слушали/смотрели. На первый взгляд может показаться, что это только отнимает минуты и часы, которые могли бы быть потрачены с пользой. На самом деле, ненужная информация наносит гораздо больше вреда, чем может показаться, формируя в нашем сознания категории, которые впоследствии будут «мешать» усвоению правильных.

В результате, время будет потрачено не только на само ознакомление, но также на формирование новой парадигмы впоследствии (на руинах старой это обычно происходит долго, очень долго).

3) Сконцентрировать на собственной мотивации

Спорт, правильное питание и активный образ жизни помогают многим, но не всем. Настраиваться на работу следует так, как это нравится лично Вам. Для этого может потребоваться купить новые ручку и блокнот, зажечь ароматическую свечу, покататься полчаса-час на машине по пустому городу, полежать с закрытыми глазами в полной темноте, заняться любовью, выпить колы, сделать уборку. Или просто какое-то время не делать вообще ничего.
И это все нормально.

После утренней пробежки и апельсинового фреша может одинаково хотеться и работать, и бросить все к черту.
Поэтому не слушайте никого – постарайтесь понять, что мотивирует именно Вас.
Я, например, смотрю красиво оформленные видео о том, как люди заполняют Bullet Journal на YouTube. Отлично помогает.

4) Планировать

Тут стоит сразу оговориться, что хитрые системы распределения дел в To Do листе по канонам тайм-менеджмента с бегущими списками совершенно необязательны. Стоит подходить к этому скорее как к способу освободить голову.
Это может быть поток дел не оформленный даже в простой пронумерованный список.
Секрет в том, что даже самый большой и необъятный кошмар вполне может оказаться не таким ужасным, если облечь его в материальную форму. И метафорические сто пунктов окажутся, на самом деле, максимум десятью или пятнадцатью.

5) Не быть фаталистом

Завтра, скорее всего, метеорит не столкнется с Землей. Во всяком случае, на это хотелось бы надеяться. А даже если это и будет так – получается, спешить, роняя тапки, либо еще, либо уже поздно.
Конечно, в деловом мире все стеснены рамками и договоренностями. Первостепенные задачи следует решать здесь и сейчас, но они, как правило, не занимают собой эфирное время полностью.

В остальном, недочитанная сегодня, но дочитанная завтра, книга не станет менее ценной или уже ненужной. Она просто будет прочитана на день позже – и это все, что с ней произойдет. Думать, что «всё пропало» — расхожая ошибка.
Даже если не совсем вовремя или даже вовсе не получилось – не пропало. Объективно имели место быть либо сдвиг в тайминге, либо внезапно полученный ценный опыт. Не метеорит, совсем нет.

Говорят, лень двигатель прогресса. В какой-то степени. Скорее, лень в сочетании с продуктивным действием. Не старайтесь прыгать выше головы на пределе возможностей, иначе сил на следующий прыжок может не хватить.