«Usability»: 7 рекомендаций по построению эффективных продаж в интернете

Ни один человек не способен «проникнуть» другому человеку «в голову». Люди бизнеса достаточно много знают о клиентах, но это «много» — отнюдь не синоним слова «всё». Иногда приходится только предполагать, что сподвигло потребителя к покупке, или же, напротив, отвратило от неё.

Тем не менее, есть пункт, на который обращают внимания все без исключения клиенты – название ему Usability. Если удобство и комфорт при совершении покупки отсутствуют, клиент совершает её скорее вопреки, чем благодаря.

Это тот случай, когда надо представить себя клиентом и поиграть с самим с собой в игру, которая называется: «Попробую-ка я совершить покупку в своём же магазине».

Наверняка с каждым имело место быть подобное: все вожделенные товары уже в корзине. Красочный привлекательный сайт как будто сам находил все необходимое. Остаётся всего ничего – оформить покупку. И… выясняется, что необходима сложная многоступенчатая регистрация; поле для имени/фамилии слишком короткое/длинное… или кнопка «оформить заказ» зависла и не работает.

Со вздохом приходилось идти на сайт привычного маркетплейса с прозрачной процедурой оформления заказа, и, сетуя на утерянную выгоду, заказывать там, где привычно и понятно.

Пожалуй, любой бизнесмен хотя бы раз в жизни отвращал клиента от покупки. Конечно, непреднамеренно.

Что необходимо делать (или не делать), чтобы нивелировать подобные случаи? В первую очередью, поставить себя на место покупателя. И кое-что еще.

Помнить, что конкуренты не дремлют

Как в примере выше, всё может быть в Вашу пользу: привлекательная цена, длительная гарантия, чудесные отзывы. Но даже такой обширный набор безусловных преимуществ может схлопнуться в одну секунду из-за того, что заказ на сайте конкурента оформляется в один клик.

Продумывать архитектуру сайта/профиля в социальной сети

Сайты старого образца похожи между собой как близнецы: стандартное расположение кнопок, набившие оскомину типовые вкладки, маленький текст (чтобы в раздел «О компании» побольше влезло). Рекомендуем вспомнить, как давно Вы сами читали раздел «О компании», приобретая что-либо. На некоторых сайтах (положа руку на сердце) там вообще ничего не написано бывает. Именно во избежание ненужных элементов навигации необходимо четко представлять еще на этапе задумки, как будет выглядеть сайт (или профиль в социальной сети) и исходя из этого заполнять вновь появляющиеся элементы. Стратегия, при которой создаётся стандартная «шапка» и потом для каждой ссылки по очереди вымучивается текст устарела. Если Вы забыли о каком-то разделе, вероятнее всего два варианта: Вы действительно забыли. Он. Не. Нужен.

Чётко ставить цель сайту/профилю

Внешний вид и наполнение ресурса зависят непосредственно от его целей. Если цель состоит в продажах – площадка должна быть заточена под них. Если имиджевая – после знакомства с контентом должно оставаться соответствующее впечатление. И т.д. Реализовывать все концепции сразу – запутывать себя, клиента, и … платить очень много денег за поддержку ненужных фич и функций.

Не злоупотреблять дизайнерскими возможностями

При просмотре некоторых страниц в Интернете хочется воскликнуть: «Ура, мультики!». Мультики – это, безусловно, замечательно. Однако чем сложнее (в том числе технически) реализован дизайн, тем больше вероятность багов. У одного пользователя вся анимация будет работать как надо, а у другого не будет. Из-за этого вся задумка рассыплется. Кроме того, важно помнить о том, что трафик не резиновый – если из-за гениальной иллюстрации сайт будет грузиться несколько минут, у него все шансы быть безвозвратно закрытым… Навсегда.

Помнить о мобильных устройствах

Сейчас «забывчивых» в этом отношении стало гораздо меньше, но все еще больше, чем надо. С профилями в социальных сетях проще – сами площадки оптимизированы под разные типы устройств. Что касается сайтов – тут все исключительно на совести разработчика. Едва ли клиент будет зумить информацию до нужного размера с экрана смартфона, безуспешно пытаясь оптимизировать её под необходимый размер. Он, в лучшем случае, разозлится и включит компьютер; в худшем – закроет сайт совсем.

Упрощать всё, что можно упростить

Этот пункт можно выделить красным маркером и повесить на все обозримые поверхности рядом с рабочим местом. Небезызвестный бизнес-тренер Максим Батырев часто шутит: «И хочу же купить. Так ведь не дают». Не усложняйте жизнь свои клиентам – сделайте так, чтобы информация на сайте легко искалась, а товары легко покупались. Без сотен и тысяч подтверждений, регистраций, сложностей с оплатой и танцев с бубном. Конечно, если Вы продаёте что-то, чего в Вашем, к примеру, городе, больше не найти, транзакции будут, т.к. у потребителей не останется выбора. Что же касается любой высококонкурентной среды – это верный путь к краху.

Спрашивать, спрашивать и еще раз спрашивать

Будучи причастным к какому-то виду деятельности (т.е., обладая некоторым уровнем экспертизы), существует соблазн доверять исключительно своему мнению. Это большая ошибка. Дарите потенциальным клиентам печеньки/скидки/хорошее настроение, и просите их тестировать Ваши сайты и профили. И не один раз, а с какой-то периодичностью. Частично данную потребность закрывают тестировщики, но иногда постоянный клиент может сказать о функциональности сайта гораздо больше. Со своих позиций, естественно. А именно это нам и нужно.