TRENDWATCHING или почему тренды так важны для успеха в бизнесе

Все, что сейчас существует на рынке, было кем-то придумано и выведено в продажу. А иногда даже не придумано, а подмечено. Плавленый сыр в дой-паках (видели такой?) – быстро, просто и гораздо удобнее, чем в треугольниках или ванночках. И в производстве не так сложно. Но до этого надо было додуматься. А попсокет? Просто до безобразия. Но это именно то, чего многим так не хватало для достижения комфорта при использовании смартфона. Технологически сложно? Нет. Надо было просто обратить внимание на тренды? Да.

Без трендов даже обычному человеку достаточно трудно представить свою жизнь, что уж говорить о предпринимателях. Отсутствие понимания того, что действительно хотят потребители – первый шаг на пути к краху еще даже не начавшегося бизнеса.

Важно понимать, что конкуренция сегодня сосредоточена не в рамках одной товарной категории, но на уровне решений. Клиент может удовлетворить свою потребность десятками разных способов. Например, снимая стресс, он выбирает не между мороженым А и мороженым В, а мороженым, походом в кино или клуб, бутылкой вина, посещением SPA и многими другими вариантами.

Именно поэтому так важно видеть и внедрять тренды в свою деятельность: без понимания того, в какой точке процесса принятия решения клиент окажется в тот или иной момент времени делать успешный бизнес практически невозможно.

На этом прогорела когда-то любимая всеми в свое время Nokia – не увидев будущего за смартфонами она просто похоронила себя, добровольно отдав львиную долю рынка конкуренту, зрящему в корень (Apple).

Опасность кроется в том, что нежелание работать с трендами как с союзниками со временем рискует перерасти в самодельную бомбу замедленного действия. Безусловно, невыявленный тренд не убьет бизнес за несколько недель или месяцев – но за пару лет это, скорее всего, случится.

Для стартапов тренды особенно полезны на этапе тестирования бизнес-идеи, -модели и концепции. Правильное понимание ситуации позволит либо вывести на рынок востребованный продукт, либо отменить запуск такого, который, кажется, имеет потенциал, но, на самом деле, не будет нужен потребителям.

Кроме того, понимание актуальных трендов поможет правильно выбрать время, ведь часто бывает не только слишком поздно, но и слишком рано.

Не каждый тренд можно применить на том или ином рынке – все зависит от специфики. Сегодня присутствует несколько глобальных трендов, оказывающих влияние на весь мир: ЗОЖ-тренд, экологическая осознанность, информационные технологии.
В остальном тренды будут иметь более локальное значение: их стоит применять в зависимости от сферы.

Главное, что нельзя делать – игнорировать. Решение о том, что не стоит, следуя трендам, выводить в продажу тот или иной продукт – тоже решение. Важно, чтобы оно принималось на основе анализа обстановки, а не просто от нежелания что-либо менять.


Еще одним аспектом, о котором не стоит умалчивать, является информация, которую компания может получить о потребителях. Классическое сегментирование, базирующееся на поле, возрасте, семейном положении и т.д. постепенно вытесняется изучением моделей потребительского поведения.

Согласитесь, две сорокалетние женщины могут вести себя совершенно по-разному: одна из них, мать троих детей, будет ориентирована на покупки для дома и семьи; другая, незамужняя, главная ценность для которой – успех в карьере, более склонна баловать себя и совершать дорогие покупки в своё удовольствие.

Теперь не столь важно знать набор демографических характеристик потребителя (хотя и это нельзя списывать со счетов), сколь понимать его настоящие мотивы совершения покупок. Ведь только на первый взгляд покупка Мерседеса – это вложение в безопасное и комфортное передвижение. Не менее существенным будет статусный момент, вхождение «в тусовку» других владельцев автомобилей этой марки.

Или же покупка дорогого ухода за собой для женщины. Далеко не всегда это показатель только уровня заботы о своей коже. Это – счастье обладания, желание получить хорошее обслуживание в магазине, ритуал любви к себе.

Без понимания истинных мотивов можно сделать множество ошибок. Именно поэтому так важно видеть тренды. Они не про статистику, они – про настоящие причины происходящего со всеми вокруг. В том числе – с нами самими.

Помимо всего прочего, понимание трендов позволяет бизнесу продемонстрировать к своим потребителям внимание. Часто ли бывает так, что, приходя в магазин, Вы разочарованы ассортиментом? Всего и везде много, но, при этом – одного и того же. Или, напротив, все слишком сложное – хочется купить простую табуретку/ложку/чашку и радостно пойти с покупкой домой.
Именно внимание к пожеланиям позволят в таких случаях отстроится от конкурентов и предложить клиентам желаемое.

В том, как правильно разбираться в трендах и применять их в своей деятельности, поможет разобраться замечательная книга «TRENDWATCHING» Е. Пономарёвой. В ней собраны основные аспекты трендвотчинга, оптимальная последовательность действий при сборе данных и их анализе, разбор интересных кейсов и масса примеров, которые, непременно, вдохновят Вас, и научат, наконец, замечать то, что так давно хотело быть Вами замеченным.