Из соперников в союзники: дуополия для Lyft и Uber

Lyft находилась, можно сказать, на гребне волны: после долгих лет напряженной конкуренции с Uber она, наконец-то, вышла на устойчивый рост прибыли. Концепция стабильного роста вытеснила концепцию «роста любой ценой». Lyft даже поставила амбициозную цель – стать безубыточной к последнему кварталу 2021.

Но этим планам не суждено было сбыться – мир захватила пандемия коронавируса.
Доходы быстро и резко упали: к началу апреля общее количество пассажиров сократилось примерно на 70%. В этой связи Lyft сократила 17% своей рабочей силы и заработную плату на 10-30%, в то время как Uber объявила, что уволит 3700 сотрудников, или 14% своей рабочей силы.

Обеими компаниями были введены жесткие меры по сокращению расходов, чтобы хоть как-то стабилизировать денежные потоки. Они стали активно изучать новые возможности зарабатывать в сфере розничной доставки на основе приложений такси. Строго говоря, были предприняты все возможные в рамках текущей ситуации меры.

Пандемия в очередной раз доказала, что Lyft и Uber – компании, тесно связанные между собой. Они обе родились из одной концепции, и на протяжении всего своего существования сталкивались с одинаковыми экономическими рисками.

Тем не менее, львиная доля их совместной истории – это попытки Uber сокрушить Lyft и попытки Lyft сокрушить Uber.

Контрастные корпоративные культуры компаний всегда были точкой дифференциации, и обе компании усиливали эти различия в своем маркетинге и PR.
Lyft, как правило, позиционируется в более простом и дружелюбном ключе, в то время как Uber ставила во главе угла строгих и даже немного чопорных водителей. Тем не менее, модель Lyft впоследствии показала себя как более жизнеспособная, после чего Uber полностью её скопировала.

Со временем жёсткая конкурентная борьба уступила место разделению сфер влияния. Lyft начала предлагать больший выбор более привлекательных автомобилей, чем раньше, в то время как Uber упростила процедуры регистрации и последующей поддержки водителей. В результате, многие водители стали «метаться» между Uber и Lyft. Эта же судьба не обошла и пассажиров – у большинства из них установлены оба приложения, между которыми они каждую поездку выбирают по таким критериям как скорость подачи машины, стоимость и т.д.

Сегодня Uber позиционирует себя как логистическую сеть, ориентированную на водителя: она занимается всем тем, чем можно заниматься, имея сотрудников на автомобилях, в том числе разными видами доставок, как еды, так и обычных товаров. Lyft же больше ориентирована на пассажиров и их комфорт при поездках из точки А в точку В, будь то на легковом автомобиле или общественном транспорте.

В нынешних условиях обе компании находятся в нестабильном положении: коронавирус ударил по ним обеим резким и стремительным сокращением спроста на поездки, обусловленным как с законодательной точки зрения, так и с позиции личных страхов пассажиров за свою безопасность при передвижении.

Тем не менее, каждая из компаний пытается концентрировать пассажиров на своих сильных сторонах, ведь, в любом случае, передвижения на общественном транспорте в нынешнее время гораздо более опасны в контексте эпидемиологической обстановки, нежели индивидуальное передвижение на такси. Как раз это и является конкурентным преимуществом, позволяющим не терять клиентов еще больше.


Кроме того, даже в условиях снижения пассажиропотока, остаётся неплохая возможность для сохранения бизнеса – доставка: еды, личных вещей (от квартиры до квартиры) и даже более крупных грузов. Несмотря на то, что люди предпочитают отказываться от очных встреч, они заказывают еду и испытывают потребность в передаче вещей. В этой связи Lyft и Uber выглядят гораздо более привлекательными, мобильными и привычными, чем классические курьерские службы.

Также в перечень услуг обеими компаниями были добавлены скутеры и велосипеды на прокат, а Lyft пошла еще дальше – организовала программу Lyft Concierge, ориентированную на перевозку пациентов, что в нынешней ситуации как нельзя более актуально.

Теперь Uber и Lyft объединились перед лицом угрозы и следуют взаимовыгодной политике, аналогично симбиотическим дуополиям, таким как Kellogg и General Mills или Coca-Cola и Pepsi. Они диверсифицировались и сделали акцент на отличных друг от друга конкурентных преимуществах, но, в то же время, совместно решили, что прибыльный рост лучше, чем взаимное самоуничтожение. Сейчас они больше не «мешают» друг другу и не занимаются выяснениями «кто прав, кто виноват», но делятся положительным опытом и не препятствуют внедрению работающих и актуальных в нынешнее время бизнес-моделей.

Коронавирус ударил по всем видам бизнеса, вследствие чего будущее неопределенно и туманно. Но совместные сконцентрированные усилия в такой ситуации оставляют гораздо больше шансов на положительный исход.

Кто знает, что ждёт компании после окончания пандемии. Но сейчас они работают бок о бок.

#Статьи#lyft #uber

Ссылка на источник